Международная научная конференция "ФЕНОМЕНОЛОГИЯ НЕФТИ"

Социологический институт РАН

Центр изучения зон культурного отчуждения и пограничья (ЦИЗКОП СИ РАН), Россия 

Labont (University of Turin), Italy 

Агентство «Mice and Travel», Россия 

Center for Advanced Studies of Southeastern Europe (CAS – SEE), Croatia 

University of Belgrade, Serbia

 

 

Международная научная конференция

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ НЕФТИ

(17-19 мая 2018, Санкт-Петербург)

 

 Скачать программу конференции

Скачать анонс конференции

 

Программа конференции

17 мая

10-00 – 10-30 Регистрация участников

10-30 – 11-00 Приветствие. Техническая информация для участников конференции.

11-00 – 11-30 Открытие выставки Виталия Касаткина. Творческая встреча, анонс мастер-класса. (см. аннотацию)

 

11-30 – 13-30 Пленарное заседание

11-30 – 12-30 Александр Эткинд (Университет Флоренции, Италия): Нефть и демодернизация

12-30 – 13-30 Дмитрий Быков (Москва, Россия): Творческая встреча. Роман «ЖД» (см. аннотацию)

 

13-30 – 14-00 Перерыв

 

14-00 – 15-30

Наталья Артеменко (СПбГУ, Россия): Феноменология нефти: феномен сырьевого мышления

Светлана Никонова (СПбГУП, Россия): Феноменология нефти как метод обнаружения культурной травмы современности

15-30 – 16-30 Перерыв

 

16-30 – 18-00

Чеслав Д. Копривица ():Нефть, это то, что makes world moving. А зачем миру двигаться?

Илья Калинин (СПбГУ, Россия): Политические фракции нефти: между социализмом и неолиберализом

 

18 мая

 

10-00 – 11-30

Эрнесто Сферацца Папа (Туринский Университет, Италия): Natureasasourceofenergy? Reading Heidegger today

 

Сергей Троицкий (СПбГУ, Россия): Новая версия GoodLife: возвращение к меркантилизму?

 

 

 

11-30 – 12-00 Перерыв

 

12-00 – 13-30

Оксана Тимофеева (Европейский Университет в Санкт-Петербурге, Россия; Институт философии РАН, Россия): Набросок к философии нефти

 

Жанна Николаева (СПбГУ, Россия): Мета-роман с Нефтью. Пьер Паоло Пазолини и другие

 

13-30 – 14-30 Перерыв

 

 

14-30 – 16-00

Евгения Волощук (Франкфурт-на-Одере, Германия): "Галицкая Пенсильвания": нефть, модернизация и межэтнические отношения в Галиции из литературной (ретро)перспективы

 

Ярослав Бегун (Познань, Польша): Нефть как политико-сатирическая аллегория в пьесе "Остров мира" Е. Петрова

 

16-00 – 16-30 Перерыв

 

 

16-30 – 18-00

Борис Бегун (Франкфурт-на-Одере, Германия): тема уточняется

 

Алексей Cидоров (СПбГУ, Россия): Феноменология американского духа в фильме Пола Томаса Андерсона "Нефть"

 

 

18-00 – 21-00

Киносеминар.

 Фильм Пола Томаса Андерсона "Нефть" (см. аннотацию)

 

 В рамках конференции проходят:

- Выставка работ Виталия Касаткина (17-19 мая), мастер-классы живописи нефтью (см. аннотацию)

- Встреча с Дмитрием Быковым (17 мая) (см. аннотацию)

- Киносеминар. Фильм Пола Томаса Андерсона "Нефть" (18 мая) (см. аннотацию)

 

НЕФТИЗМ — НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ИСКУССТВЕ

ВЫСТАВКА РАБОТ ВИТАЛИЯ КАСАТКИНА

(17-19 мая)

Виталий Касаткин — потомственный петербургский художник, работающий в оригинальной технике «рельефной живописи». Виталий закончил Петербургскую Академию Художеств, с успехом участвовал в различных выставках в России, Венгрии, Германии, Австрии, Франции и многих других странах. Его работы занимают значительное место в частных коллекциях и музеях. В Международной гильдии мастеров Виталию Касаткину подали идею — попробовать писать картины нефтью, которая дает дополнительные возможности для творческих поисков. Она медленно высыхает и позволяет вносить изменения, дорабатывать полотно на протяжении 10 часов, тяжелая густая нефть с использованием специального инструмента способна также создавать тонкую рельефную нить. Оказалось, что нефтяная палитра способна заменить привычные краски. Художник хочет показать, что использование нефти, этого удивительного продукта природы, может быть гораздо шире привычного: использование нефти постепенно выходит за рамки материального, входя в сферу искусства.

Сегодня в мастерской Виталия Касаткина 64 сорта нефти. Все они имеют разные оттенки: от светло-желтого (Сахалинская) до красно-бурого (Ухта) и почти черного (Якутия). Пишет он специальным приспособлением, вроде фунтика, свернутого из плотной бумаги. В качестве основы редко использует полотно, чаще картон, ДВП или фанеру. Обычно художник использует нефтеотходы: газовый конденсат, шлаки, битум и прочее. Нефть, добываемая в разных регионах нашей страны, сама по себе дает богатейшую цветовую палитру. «Живопись нефтью» можно назвать экологически чистым искусством: Касаткин утилизирует те самые нефтеотходы, которые так загрязняют нашу планету.

После многочисленных мастер-классов, которые дает художник, разъезжая по всему миру, число мастеров, рисующих нефтью, стремительно растет. В художественной среде даже появился специальный термин — нефтизм. Виталий уверяет: за нефтью —  будущее изобразительного искусства. Ведь краски —  это химия, а нефть —  природный материал. Интересный факт: в этнокультурном парке Республики Коми открылся "Музей нефтяного искусства". Пока он первый и единственный в мире.

В рамках конференции пройдет выставка работа Виталия Касаткина, творческая встреча с художником, а также мастер-класс. Все посетители выставки Виталия Касаткина могут лично прикоснуться к искусству — попробовать рисовать нефтью.

 

КИНОСЕМИНАР

ФИЛЬМ ПОЛА ТОМАСА АНДЕРСОНА "НЕФТЬ"

(18 мая)

Одна из сущностных составляющих опыта модерна – непрерывный экономический рост, поддерживаемый все возрастающим использованием природных ресурсов. Этот опыт связан с усиливающейся эксплуатацией природы, опустошительного наступления на нее и превращением Земли в субстрат для рационального планирования и реализации властных устремлений человека. Однако, ключевая роль ископаемого топлива, и, главным образом, нефти в современном мире до сих пор была слепым пятном критической мысли, что само по себе является одной из показательных черт современности. Общие основания феноменологического  осмысления  опыта агрессивно-принуждающего отношения к природе в современную эпоху были заложены еще Э.Гуссерлем в описании духовного кризиса  современного человечества в условиях невиданного научно-технического господства над природой и М.Хайдеггером в понимании сущности современной эпохи как «затребования» всех ресурсов Земли, движимом субъективистской волей к власти. Но феноменология добычи и использования нефти как главного и несущего особую символическую  значимость в образе  «крови Земли» природного ресурса еще нуждается в разработке. В реализации этой задачи на помощь философии сегодня может прийти искусство. Современная цивилизация – это цивилизация образа, «видеосфера». Визуальные искусства, в особенности кинематограф, зачастую опережают философию как в осмыслении самой природы образа, так и в демонстрации тех или иных феноменов, еще не ставших предметом философского анализа. В своих лучших образцах кинематограф выступает как диагност времени и находит способы эстетического выражения для явлений, которые еще не получили внятного дискурсивного оформления. Очевидно, что сегодня философия и искусство нуждаются друг в друге – искусство становится все рефлексивнее, а философия все больше уделяет внимание художественному опыту.

Неудивительно, что современный кинематограф не прошел мимо феномена нефти и ее роли в коллективной ментальности. Возможно, центральным произведением последнего времени на эту тему стал шедевр Пола Томаса Андерсена «Нефть» (оригинальное название «There will be blood»  – «И будет кровь» –  по роману Э.Синклера «Нефть!» (1927)). В этом произведении представлены ключевые темы опыта модерна, связанные с добычей нефти как символом опустошения Земли, человеческого вампиризма (Андерсон говорил, что создавая образ главного героя, «сверхчеловека» – нефтепромышленника, он вдохновлялся не только капиталистическими магнатами начала ХХ века, но и графом Дракулой), который неизбежно обращается и на самого человека, приводя к насилию и отчуждению в человеческом мире. Метафора нефти как крови Земли проходит через весь фильм, но кроме того, и сама нефть в результате насилия, вызванного алчностью, превращается в проливаемую человеческую кровь. Фильм, начиная с названия (цитата из Библии), наполнен религиозными символами и аллюзиями, что связывает «экономическую» тему с метафизическими и духовными основаниями эпохи и помещает ее в контекст истории нигилизма, который М.Хайдеггер назвал судьбой Запада. Но это не означает, что достаточно было бы «прочитать» «Нефть» через Вебера, Ницше или Хайдеггера. Художественная мощь образов фильма способна сама пролить свет на сущностные вопросы положения человека в мире в настоящий момент мировой истории.

 

ТВОРЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА С ДМИТРИЕМ БЫКОВЫМ

(17 мая)

В рамках конференции пройдет творческая встреча с Дмитрием Быковым, на которой известный писатель представит свой роман «ЖД».

Действие романа разворачивается в недалеком будущем в условиях разразившейся на просторах Родины гражданской войны. Война проходит вяло, буднично, противоборствующие силы измотаны и обескровлены, и занимаются, в основном, тем, что избегают прямых столкновений да бродят по окрестным деревням в поисках пропитания. Внешний мир происходящее на нашей территории не интересует: после открытия чудодейственного газа флогистона и обнаружения по всему миру (кроме, естественно, России) его богатейших залежей, у цивилизованного мира напрочь отпала всякая потребность в газе, нефти и прочих энергоносителях, а, следовательно, и в нашей стране. И едва мы оказались предоставлены сами себе, как грянула междоусобная война. 

Повествование в романе развивается в лучших традициях всех гениальных текстов – на четырех уровнях: личном, общественном, историческом и метафизическом (образ России как особого места, где действуют собственные, неподвластные логическому объяснению законы). 

Автор предупреждает в предисловии: «Наверное, это плохая книга <…> это во многих отношениях неправильная книга <…> Мне не так уж важно было написать хорошую книгу. Мне важно было написать то, что я хотел».

В этой книге эпического жанра Быков создал удивительный мир, сотканный из лоскутов разных эпох, мифов, сказок, зарисовок настоящего, образов гражданской войны будущего. Эта поэма похожа на всё сразу – и на Щедрина, и на Мережковского, и на Шолохова, и на Пелевина, есть мотивы из книг Пастернака, Платонова, Пепперштейна, Петрушевской, даже Павича.

По словам самого Быкова в книге сошлись его "любимые сюжеты и главные мысли". Почему эти мысли сложись в такой причудливый сюжет, связанный с нефтью, –  автор расскажет на творческой встрече.

412