О проекте

При интенсивном культурном обмене на протяжении почти всего ХХ в. и отчасти в современный период определенный сегмент культурного поля сознательно и намеренно маргинализовался, изолировался и как бы изымался из сферы взаимодействия. Создавались определенные зоны, названные зонами культурного отчуждения (термин С. Троицкого, по аналогии названия зоны вокруг Чернобыля). Подобные зоны создавала в культурном пространстве господствующая идеология, что в свою очередь неминуемо ставило перед философией и литературой задачи их деконструкции, реактуализации сознательно маргинализованного культурного опыта, преодоления забвения и, в конечном итоге, ликвидации зон культурного отчуждения. Задача исследования этого механизма взаимодействия разных культур представляется задачей актуальной, поскольку и в современном культурном пространстве происходит как конструирование, так и деконструкция подобных зон. Государства бывшего советского лагеря оказались в ситуации резкой смены культурной парадигмы. Социальные и экономические преобразования в них носили характер "шоковой терапии", что положительно сказалось на экономике, но отрицательно - на их общественно-гуманитарной ситуации. Произошло кардинальное смещение культурных акцентов, переоценка духовных ценностей в каждом из этих государств, сработали механизм забвения прежде актуальных элементов культуры и механизм припоминания того, что было при советском строе вытеснено. Современный исследователь культуры по прошествии 20 лет со времени распада СССР и получения суверенитета бывшими советскими республиками обладает уникальной возможностью сравнить две культурных ситуации (современную и советскую), пользуясь не только чужим описанием, но и своим личным интеллектуальным и жизненным опытом. Сравнение двух культурных ситуаций в их динамике в течение последних 20-30 лет позволяют выявить те культурные механизмы, которые "отвечают" за изменения, а также исследовать своеобразные зоны культурного отчуждения (утраты, вытеснения, забвения, мемориальной консервации и т.п.). Изучение зон культурного отчуждения, механизмов их формирования и деконструкция открывает возможности для нового описания культуры не как механически воспроизводящейся машины норм и ограничений, а как живой материи. Исследовательский коллектив исходит из того, что анализ, например, российско-украинских культурных связей - при всей интенсивности культурного обмена между Россией и Украиной, их определенной выделенности в некий ареал - не даст полноты картины их взаимодействия без учета западно-европейского фактора. Кроме того существует и обратное влияние российско-украинского культурного пространства на западно-европейское. Понимая, что изучение многообразия европейских связей необъятно, исследовательский коллектив решил ограничиться немецко-австрийским сегментом как репрезентантом западно-европейского культурного опыта. Выбор был произведен под влиянием целого ряда дополнительных факторов: 1) тесные связи между философами и художниками (литераторами) Украины и России с их немецкими и австрийскими коллегами были одинаково значимы как для российской, так и для украинской культуры; 2) пограничная ситуация, особенно важная для Украины, часть которой принадлежала Австро-Венгерской, а часть Российской империями, при этом через украинскую территорию проходила граница между этими империями; 3) определенное сходство исторического опыта (период империи, тоталитаризма и его последующего преодоления). В известном смысле можно говорить о том, что сопоставление русско-украинской и немецко-австрийской моделей позволяет увидеть многие упомянутые проблемы (зоны культурного отчуждения и реактуализации вытесненного культурного опыта). Вместе с тем, если мы представим на культурной карте зоны отчуждения и зоны общепринятого (мейнстрима), то между ними находятся пограничные территории, в которых культура развивается на грани дозволенного и табуированного. Таковыми являются практически все оставшиеся в истории философии и литературы авторы эпохи тоталитаризма, таков М. Бахтин, Я. Голосовкер, Б. Брехт, С. Третьяков и др. Феномен пограничья в предлагаемом исследовании будет описываться с одной стороны как указанный выше феномен культурной ситуации, развивающейся между территорией запрещенной, преданной забвению, и официально дозволенной. С другой стороны, он должен быть изучен как место встречи разных культур, порождающее особый пограничный тип культур (к примеру, Галиция - место встречи украинской и немецкой традиций, Калининградская область - немецкой и русской). Исследования подобного рода предполагают взаимоналожение и синтез результатов целого ряда гуманитарных наук. Акцент, который делается здесь -- это акцент на философском и художественно-литературном материале как на двух крайних точках, характеризующих культурный дискурс, одна из которых репрезентирует максимально обобщенный смысл, а вторая - его конкретное, эстетически отрефлексированное жизненное содержание. Философская абстракция и художественная конкретика образуют здесь исследовательскую систему координат, позволяя максимально широко зафиксировать эпохальные культурные взаимодействия и являясь основой для культурной топографии.

примеры наградных материалoв

  • exmpl
  • exmpl
  • exmpl
  • exmpl
Fatal error: Call to a member function logView() on a non-object in /home/www/z59197/sites/cult-exclusion/core/cache/includes/elements/modplugin/25.include.cache.php on line 106